Во многих странах борются с нежелательным воздействием на потребителя по-разному. Наиболее популярные ограничения в рекламе касаются сигарет, алкоголя и конечно же наркотиков. Объяснить такие ограничения весьма просто, ведь именно эти вещества и препараты оказывают негативное воздействие на психику и здоровье человека.
В целом, дисклеймер (отказ от ответственности, ограничение ответственности) в рекламе позволяет в некоторых случаях снимать ответственность с компании и рекламируемой продукции, перекладывая её на потребителя как на основное звено в торговой цепочке. В то же время существуют нормы уголовного права и прямых законодательных запретов, где использование дисклеймеров бесполезно и бессмысленно.
В Таджикистане с недавних времен установлены ограничения в рекламе на все то, что касается сотовой связи. Такое решение было выдвинуто и принято в стране, после заявления президента о том, что люди непозволительно много денег тратят на мобильную связь и телефонную атрибутику.
В Швейцарии вполне положительно относятся к телефонам, но кардинально запрещают рекламировать любую продукцию, действие которой направлено на детей. Понять такой запрет просто, ведь не окрепший детский ум легко поддается влиянию средств массовой информации. Так и выходит, что навязывание игрушек, конфет и прочих детских радостей сильно ударяет по кошелькам их родителей. Как показали исследования в этой области, на самом деле, ребенку не важно с какой забавляться игрушкой до тех пор, пока он не увидит несколько раз специально проработанную рекламу.
Суть китайских ограничений касается медицины, лекарственных средств и различных оздоровительных процедур. Все это строго запрещено рекламировать в стране, причем нарушения караются без оговорок и сожалений. В основе такого решения лежит понимание того, что медицина – это тонкая материя, которая одинаковыми методами не может помочь абсолютно всем пациентам. Так и выходит, что для полноценного лечения, в любом случае необходима консультация врача, а вот реклама, как раз-таки, притупляет желание населения обращаться к специалистам. Как следствие, большинство применяемых способов самолечения показали огромный процент неэффективности, что поставило под удар политику страны, вменяя ей обман населения средствами массовой информации.
Беспокоясь о здоровье населения, некоторые ограничения приняли во внимание и во Франции. В этой стране запрещено рекламировать любые средства для сброса лишнего веса. Те, кто разработал и внедрил данное решение, полагают, что люди, желающие похудеть, особенно женщины, в погоне за идеальной фигурой, готовы идти на любые жертвы, не думая о последствиях.
К этим же примерам относится недавно принятый в ЕС был закон, вводящий ограничения на рекламу «здорового питания». После его принятие около 2000 рекламных слоганов были запрещены, и только 200 прошли аудит. Например, в ЕС нельзя использовать даже словосочетания «укрепляющие силы организма», «полезные для иммунитета» в отношении йогуртов, запрещено рекламировать пользу жиров, сахара и пр.
Обобщенно различные ограничения на рекламу чаще всего применимы к следующим категориям товаров и услуг:
Законодательными нормами могут устанавливаться требования к различным вопросам, связанных с рекламой. В связи с этим и должны использоваться дисклеймеры в рекламе. К примеру, для России специальным законом выступает Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г., для Украины это Закон Украины «Про рекламу» от 03 июля 1996 г.
Ниже приведены основные положения, которые следует учитывать при разработке, использовании рекламы, а также при составлении рекламных десклеймеров:
На использование рекламы в сети интернет действуют общие запреты той или иной страны (юрисдикции, под которой находится сайт или площадка, размещающая рекламу). Положения по ограничению ответственности, связанной с нормами законодательства о рекламе включаются либо в общие дисклеймеры сайтов, либо выносятся в отдельных документы в случае, если компания много работает с рекламной, или является той-же площадкой по размещению. Так, к примеру, существуют общие правила на размещения контекстной рекламы от компании Google их ограничения по продуктам, товарам и услугам (универсализированы под большинство юрисдикций сайтов-партнеров).
Они выступают также своего рода дисклеймером для этой компании (хотя помимо юридических оговорок, все объявления дополнительно проверяются в обязательном порядке и не допускаются к показу до этого). Рекомендуем ознакомиться с данными правилами, как наиболее обобщенным документом по рекламным ограничениям.
В связи с этим всем, рекомендуем очень тщательно относиться к вашей рекламе, соблюдать нормы законодательства, правильно, четко и корректно составлять дисклеймеры в рекламе, где их нормы могут быть корректными и применимыми.